Мотивы античной литературы и мифологии в романе "Война и мир"
Во всех произведениях русских и
зарубежных писателей можно встретить античные мотивы. Античные писатели
оставили богатейшее наследие в виде различных легенд о богах и героях, а также
о древних войнах. Толстой, как и Гончаров, Тургенев и множество его
предшественников, использует античные мотивы и античный символизм. Это
проявляется в описании деталей и в перекличке с сюжетами из античной
литературы.
По идейной композиции “Война и мир”
напоминает поэмы Гомера: наличие несвязанных сюжетов, одновременно житейских
советов и лирики, философии и большого числа действующих лиц. Толстой, как и
Гомер в “Илиаде”, описывает войну. Сходство с античными сюжетами начинается с
первых страниц “Войны и мира”. Действие происходит в салоне Анны Павловны
Шерер. Она, Элен и Лиза являются центрами кружков, образовавшихся под
неустанным вниманием хозяйки дома. Толстой сравнивает светские разговоры с
веретенами, которые были пущены и равномерно, не умолкая шумели. В античной
литературе известна легенда о трех парках — богинях судьбы, у которых были нити
жизни. Этими тремя богинями можно считать Элен, Лизу и Анну Павловну. Анна
Павловна как бы решает судьбу сына князя Василия, передавая ему сведения о
назначении барона Функе первым секретарем в Вену. Князь Василий хотел
определить сына на это место. В этом салоне Элен в первый раз встречается с
Пьером, и она впоследствии долгое время руководит его действиями. Лиза шьет в
течение всего разговора, как древняя богиня судьбы, прядет и останавливается
только в интересных местах, как бы решая ход будущих событий. Она же
способствует приезду Анатоля к княжне Марье и ее отцу.
Одним из основных моментов,
связанных с богинями судьбы, является вязание Наташи у постели больного Андрея
Болконского. Кроме того, по преданиям древних, судьба возлюбленного находится в
руках женщины. Наташа сидит у постели при свече и вяжет, внезапно клубок
скатывается с колен, и она, наклонясь, перестает вязать, тем самым как бы
прерывает жизнь Андрея. В этом же эпизоде есть связь с другой богиней
античности — богиней смерти. В Древней Греции она всегда ходила со свечой.
Свеча гаснет — жизнь кончается. Когда Наташа наклоняется за клубком, она
загораживает свечу от Андрея, в этот момент он понимает, что умрет.
Мотив судьбы присутствует и при
описании Толстым Лысых Гор в годы войны. В течение всей войны мужик плетет
лапоть, как бы доказывая, что жизнь продолжается и во время войны. В эпилоге
можно опять встретиться с мотивом вязания. На этот раз в роли богини судьбы
выступает Анна Макаровна, которая вяжет чулки для Николая. Толстой собирает в
доме Николая и княжны Марьи всех героев, которые выжили в войне, и показывает,
что жизнь их продолжается.
Персонажем, очень похожим на героиню
из “Одиссеи”, является Элен (у Гомера — Прекрасная Елена). Толстой пишет о ее
античной красоте, у нее были золотые волосы, как и у Прекрасной Елены. Она
является как бы напоминанием о Троянской войне, Троянская война была войной
между царями. Война 1805 года тоже была войной между двумя императорами. Можно
считать символичным отображением Троянской войны салон Анны Павловны Шерер. А
словесные дуэли между Пьером, князем Андреем и другими лицами в салоне —
борьбой между героями. Троянская война пагубна для ее участников. Умирает жена Болконского,
а впоследствии и он сам.
С древних времен жилищем богов,
которые помогали людям и защищали их, являлись храмы. Пока шла война, двери
храма были открыты. Князь Андрей стремится к миру. Именно поэтому в своих снах
он все время пытается закрыть дверь, но не может. С этим же связан проект
вечного мира, который Толстой старается передать в своем произведении. То, что
князь Андрей не может закрыть дверь, доказывает, что путь к вечному миру
труден.
Еще одним упоминанием из
древнегреческой истории и литературы является желание Пьера убить Наполеона,
чтобы спасти Россию. Плутарх описал подвиг Сцеволы, который хотел убить царя
этрусков, чтобы сняли осаду Рима, но у него ничего не получилось. Пьер также не
смог убить Наполеона, но результат был достигнут. Наполеон ушел из Москвы. Царь
этрусков нравственно понял Сцеволу и простил его. Генерал Даву, которого все
считали “вторым Аракчеевым” Наполеона, всего лишь обменялся взглядами с Пьером
и как бы отпустил его.
Важнейшее место в “Войне и мире”
занимают облака. По античным преданиям, побеждал в войне тот, кто дружил с
облаками. Существовала Нефела — богиня облаков. А князь Андрей любил облака, и
потому удача сопутствовала князю Андрею в войне. Русские в Аустерлице проиграли
из-за того, что был туман, а туман возникает при облаках. Значит, в тот момент
Наполеон дружил с облаками.
Тесно связан с облаками и небом
мотив птицы. В античных легендах богом смерти был бог Птах с головой сокола.
Перед Бородинским сражением низко над полем пролетел сокол. Это можно считать символом
большого количества смертей и погибших в сражении. И действительно, Бородинское
сражение принесло огромные потери обеим армиям.
Другим символом смерти в античной
литературе была река. Андрей Болконский умер около Волги в Ярославле. А ряд
сражений с Наполеоном до Шенграбенского были связаны с мостами через реки, в
битвах за которые погибло много людей.
В античной истории был известен
случай, когда спартанцы, защищая родную землю от персов, погибли все до
единого. Войско персидского царя во много раз превышало спартанское, и их
перебили полностью. Но остальное греческое войско за это время успело собраться
воедино. Примером подобного подвига в романе может служить отряд Багратиона. А
примером подлинной стойкости, отсутствия страха смерти и чисто спартанского
характера может служить отряд солдат под командованием Андрея Болконского в
Бородинском сражении.
Итак, античные мотивы играют большую
роль в романе “Война и мир”. Они служат для обрисовки персонажей, при
изображении войны, мира, судьбы, жизни и смерти. Кроме того, античные мотивы
осуществляют связь “Войны и мира” с современностью и делают роман вневременным
произведением.
Поделитесь этой записью или добавьте в закладки | Полезные публикации |