Творчество
Осипа Эмильевича Мандельштама
Немного биографии… Осип Эмильевич Мандельштам родился в Варшаве, в семье мелкого коммерсанта, 3 ( 1 5) января 1891 года. Его отец, Эмилий Вениаминович, вырос в патриархальной семье, но потомок испанских евреев, он сам постигал европейскую культуру – Гете, Шиллера, Шекспира. А Мать, Флора Осиповна, любила Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Достоевского. Родители Осипа Эмильевича хотели дать детям хорошее образование, и вскоре семья перебирается в Павловск близ Петербурга, а затем в Петербург, в Коломну. Последний адрес семьи Мандельштама – Офицерская, 17, угол Прачешного переулка, второй этаж. Осип Мандельштам вспоминал: “Мы часто переезжали с квартиры на квартиру, жили и в Максимилиановском переулке, где в конце стреловидного Вознесенского виднелся скачущий Николай, и на Офицер с кой, поблизости от “Жизни за царя”, над цветочным магазином Эйлерса”. “Мы ходили гулять по Большой Морской в пусты н ной ее части, где красная лютеранская кирка и торцовая набережная Мойки. Так незаметно подходили мы к Крюкову каналу, голландскому Петербургу эллингов и нептуновых арок с морскими эмблемами, к казармам гвардейского экипажа” . В этом районе располагались военные и морские ведомства – Ново-Адмиралтейская судоверфь, флотский экипаж, интендантские склады. “Помню спуск броненосца “Ослябя”, как чудовищная морская гусеница выползла н а воду, и подъемные краны, и ребра эллинга”. “Весь массив Петербурга, гранитные и торцовые кварталы, все это нежное сердце города, с разливом площадей, с кудрявыми садами, островами памятников, кариатидами Эрмитажа, таинственной Миллионной, где не было никогда прохожих и среди мраморов затесалась всего одна мелочная лавочка, особенно же арку Главного штаба, Сенатскую площадь и голландский Петербург я считал чем-то священным и праздничным… Я бредил конногвардейскими латами и римскими шлемами кавалергардов, серебряными трубами Преображенского оркестра, и после майского парада любимым моим удовольствием был конногвардейский праздник на Благовещенье… Обычная жизнь города была бедна и однообразна. Ежедневно часам к пяти происходило гулянье на Большой Морской – от Гороховой до арки Генерального штаба. Все, что было в городе праздного и вылощенного, медленно двигалось туда и обратно по тротуарам, раскланиваясь: звяк шпор, французская и английская речь, живая выставка английского магазина и жокей-клуба. Сюда же бонны и гувернантки… приводили детей: вздохнуть и сравнить с Елисейскими полями”. Заниматься музыкой родители водили Осипа к Покрову. “Мне ставили руку по системе Лешетицкого” , - вспоминал Мандельштам. В 1900 году семья Осипа переезжает на Литейный проспект, а он сам поступает в Тенишевское училище. С сентября 1900 года училище располагалось на Моховой в здании, построенном на средства князя Тенишева. Первым директором был прославленный педагог А.Я. Острогорский, русскую словесность преподавал В.В. Гиппиус – поэт, автор стихотворных книг и исследований о Пушкине. Он был первым критиком стихов молодого Мандельштама, которые печатались в журнале училища. “Интеллигент строит храм литературы с неподвижными истуканами… В.В. учил строить литературу не как храм, а как род. В литературе он ценил патриархальное отцовское начало культуры”. Эта первая встреча с великой литературой оказалась для Мандельштама “непоправимой”. Через двадцать лет он напишет: “Власть оценок В.В. длится надо мной и посейчас. Большое, с ним совершенное, путешествие по патриархату русской литературы… так и осталось единственным”. Учебникам в училище предпочитались наглядные методы преподавания. Было много экскурсий: Путиловский завод . Горный институт . Ботанический сад, озеро Селигер с посещением Иверского монастыря, на Белое море, в Крым, в Финляндию (Сенат, Сейм, музеи, водопад Иматра). Также училище располагало прекрасными лабораториями, обсерваторией, оранжереей, мастерской, двумя библиотеками, издавался свой журнал, изучались немецкий и французский языки. Ежедневно проводились физические занятия и игры на воздухе. В училище не было наказаний, оценок и экзаменов. В большой аудитории часто устраивались публичные лекции, собрания Литературного фонда, заседания Юридического общества, “где с тихим шипением разливался конституционный яд”. Амфитеатр большой аудитории “в большие дни брался с бою, и вся Моховая кипела, наводненная полицией и интеллигентской толпой… Вот в соседстве с таким домашним форумом воспитывались мы ...”. Мандельштам вспоминает о своих однокашниках: “А все-таки в Тенишевском были хорошие мальчики. Из того же мяса, из той же кости, что дети на портретах Серова. Маленькие аскеты, монахи в детском своем монастыре”. Среди сверстников Осип Эмильевич выделяет Бориса Синани, сына известного петербургского психиатра Бориса Наумовича Синани. В доме Синани на Пушкинской собиралась молодежь, велись политические дискуссии. “Мне было смутно и беспокойно. Все волненье века передавалось мне. Кругом перебегали странные токи… Мальчики девятьсот пятого года шли в революцию с тем же чувством, с каким Николенька Ростов шел в гусары”. В доме на Пушкинской Мандельштам мог наблюдать решительных молодых людей – членов боевых организаций социал-революционеров, и в его словах о Борисе Синани можно понять, что тогда же складывалось и его собственное неприятие политического радикализма: “глубоко понимал сущность эсерства и внутренне еще мальчиком его перерос”. В те годы Мандельштам увлекается чтением Герцена и Блока, посещает концерты в Дворянском собрании и пишет стихи. Окончив Тенишевское училище, Мандельштам много времени проводит за границей, посещает Францию, Италию. Вот несколько строк из письма В.В. Гиппиусу из Парижа 27 апреля 1 908 года: “Живу я здесь очень одиноко и не занимаюсь почти ничем, кроме поэзии и музыки. Кроме Верлэна, я написал о Роденбахе и Сологубе и собираюсь писать о Гамсуне. Затем немного прозы и стихов. Лето я собираюсь провести в Италии, а, вернувшись, поступить в университет и систематически изучать литературу и философию ” . В 1 909– 1 910 гг. в Гейдельбергском университете Осип Эмильевич Мандельштам увлекается филосо фией и филологией. В Петербурге он посещает собрания Религиозно-философского общества, членами которого были виднейшие мыслители и литераторы Н. Бердяев, Д. Мережковский, Д. Философов, Вяч. Иванов. Осип Эмильевич сближается с петербургской литературной средой. В 1909 году он впервые появляется на Таврической у Вячеслава Иванова. Квартира Иванова располагалась в круглой башенной надстройке. Там собирались поэты, артисты, художники, ученые. Часто появлялись Блок, Белый, С ологуб, Ремизов, Кузмин. Они читали и обсуждали стихи. А для молодых поэтов Иннокентий Федорович Анненский, Вячеслав Иванов и Андрей Белый читали лекции. Там, в стенах "Башни", Мандельштам впервые встретился с Ахматовой. Их дружба была едва ли не самым большим подарком судьбы им обоим. “Тогда он был худощавым мальчиком с ландышем в петлице, с высоко закинутой головой, с ресницами в полщеки”, – пишет Ахматова. Статьи и небывалая поэзия Анненского оказали сильное влияние на Мандельштама и Ахматову. Они называли Анненского своим учителем. Вот что писал Анненский в первом номере журнала “Аполлон” во вступительной статье: “Наступает эпоха устремлений… к новой правде, к глубоко-сознательному и стройному творчеству: от разрозненных опытов – к закономерному мастерству, от расплывчатых эффектов – к стилю. Только строгое искание красоты, только свободное, стройное и ясное, только сильное и жизненное искусство за пределами болезненного распада духа и лженоваторства”. Это была программа нового направления, означавшая разрыв с символизмом. В редакции часто проводились выставки нового искусства: женские портреты Бакста, Кустодиева, Л. Пастернака, Серова, Сомова, графика Боннара, Гогена, Пикассо, Ренуара, Сезанна, Тулуз-Лотрека. Часто там собирались авторы журнала, и нередко бывал Мандельштам. В “Аполлоне” печатались А. Бенуа, В. Мейерхольд, В. Иванов , М. Волошин, “Письма о русской поэзии” Н. Гумилева, стихи Анненского, Гумилева, Кузмина. Журнал иллюстрировали Бакст, Добужинский, Митрохин. В 1910 году в августе, вышел девятый номер “Аполлона”, там были напечатаны пять стихотворений Мандельштама, в том числе “Silentium” , это был его литературный дебют:
Она еще не родилась,
В русской поэзии зазвучал новый голос:
На стекла вечности уже легло
* * * В 1911 году оформляется объединение “Цех поэтов”. В него вошли Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Лозинский, Зенкевич. “Цех” собирался три раза в месяц. На первом собрании был Блок. С обирались у Лизы Кузьминой-Караваевой на Манежной площади, в Царском Селе на Малой улице у Гумилевых, у Лозинского на Васильевском острове, у Бруни в А кадемии художеств. На заседаниях читали и разбирали стихи. Гумилев требовал развернутых выступлений “с придаточными предложениями”. Новых членов “Цеха” выбирали тайным голосованием после прослушивания их стихов. По свидетельству Ахматовой, в “Цехе поэтов” Мандельштам “очень скоро стал первой скрипкой”. Ахматова говорила после одного из собраний: “Сидят человек десять-двенадцать, читают стихи, то хорошие, то заурядные, внимание рассеивается, слушаешь по обязанности, и вдруг будто лебедь взлетает над всеми – читает Осип Эмильевич!” В жизни “Цеха” было много от литературной игры, сочиняли эпиграммы, пародии, “Антологию античной глупости”, “щедрым сотрудником” которой был Мандельштам.
Делия,
где ты была? – Я лежала в
объятьях
Морфея.
Пример неподражаемой самоиронии Мандельштама являет его письмо Вячеславу Иванову, где упоминается его новый знакомый, секретарь Религиозно-философского общества Каблуков . Дорогой Вячеслав Иванович! С. П. Каблуков есть лицо не заслуживающее доверия, и все, что он клеветал – ложь, и та строчка из моего стихотворения, которую он цитировал в своем письме к вам, читается без “в ”:
Неудержимо падай
а не “в таинственный”, как он утверждает; а если я в бытность мою в Париже упал в Люксембургский фонтан, читая Мэтерлинка, – то это мое дело. И. Мандельштам. Ахматова вспоминает, как Мандельштам приходил к ней на Васильевский остров в Тучков переулок: “смешили мы друг друга так, что падали на поющий всеми пружинами диван на “Тучке” и хохотали до обморочного состояния…” “Цех поэтов” не был однородным объединением, состав его менялся довольно сильно. Но в нем сформировалась группа талантливых поэтов – единомышленников, которые выработали эстетическую программу, названную ими акмеизмом. Ядро акмеистов составляли Гумилев, Ахматова, Мандельштам. “Несомненно, символизм явление 19 века, – писала Ахматова. – Наш бунт против символизма совершенно правомерен, потому что мы чувствовали себя людьми 20 века и не хотели оставаться в преды дущем”. Мандельштам говорил, что “акмеизм это тоска по мировой культуре” , что для акмеизма характерна “мужественная воля к поэзии и поэтике, в центре которой стоит человек, не сплющенный в лепешку лжесимволическими ужасами, а как хозяин у себя дома. Все стало тяжелее и громаднее, потому и человек должен стать тверже, так как человек должен быть тверже всего на земле”. И далее: “... Акмеизм не только литературное, но и общественное явление в русской истории. С ним вместе в русской поэзии возродилась нравственная сила. “Хочу, чтоб всюду плавала свободная ладья; и Господа и дьявола равно прославлю я”, – сказал Брюсов. Это убогое “ничевочество” никогда не повторится в русской поэзии. Общест венный пафос русской поэзии до сих пор поднимался только до “гражданина”, но есть более высокое начало, чем “гражданин”, – понятие “мужа”. В отличие от старой гражданской поэзии, новая русская поэзия должна воспитывать не только гражданина, но и “мужа”. В 1911 году Мандельштам поступает на романо-германское отделение историко-филологического факультета Петербургского университета. Он слушает лекции видных ученых А.Н. Веселовского, В.Р. Шишмарева, Д. Айналова, посещает пушкинский семинар С.А. Венгерова, под влиянием молодого ученого В. Шилейко увлекается культурой Ассирии, Египта, древнего Вавилона. В 19 1 3 году выходит первая книга Мандельштама “Камень”. Этой книгой двадцатидвухлетний Мандельштам заявил себя зрелым поэтом: в ней н е т вещей, нуждающихся в скидке на возраст автора. Давно уже стали классикой стихи из “Камня ”: “Дано мне тело – что мне делать с ним”, Sileritilim, “С е годня дурной день”, “Я ненавижу свет однообразных звезд”. Почти одновременно с выходом “Камня” в журнале акмеистов “Гиперборей” были напечатаны “Петербургские строфы”. Петербургская тема в русской поэзии неотделима от имени Пушкина, и здесь необходимо сказать о п ушкинском влиянии на Мандельштама. Ахматова пишет, что “к Пушкину у Мандельштама было какое-то небывалое, почти грозное отношение”. Как русский поэт, тем более, как поэт петербургский, Мандельштам не мог н е испытывать мощного силового поля пушкинской поэзии. Однако “грозное отношение” и особое целомудрие, запрещавшее ему у п оминать имя Пушкина “всуе” (оно лишь дважды упомянуто в стихах Мандельштама ), связаны также и с биографическими причинами. Детство Мандельштама прошло в Коломне, где была первая петербургская квартира Пушкина после Лицея. Здесь молодой Пушкин бывал у Никиты Всеволожского на заседаниях “Зеленой лампы”, в Большом театре, в церкви Покрова, упомянутой им в поэме “Домик в Коломне”. Тенишевское училище с его гуманистической системой воспитания, с незаурядными п е дагогами и поэтическими вечерами было для Мандельштама в большой степени т е м, чем был Лицей для Пушкина, здесь он впервые почувствовал себя поэтом. С детства ему, жителю Павловска, было близко и Ц арское С ело, позже он бывал в Царском у Гумилева и Ахматовой. Параллели мы находим и в раннем осознании своего таланта, и в единодушном признании его первенства друзьями-поэтами, и в прирожденном остроумии. С овременники отмечали даже внешнее сходство молодого Ма н дельштама с Пушкиным . В стихах и прозе Мандельштама встречается множество свидетельств глубокого постижения поэзии Пушкина и его судьбы. Лишь учитывая все это, можно представить, что значила для него петербургская тема. Необходимо также принять во внимание, что искусство десятых годов заново открывало Петербург. Достаточ н о вспомнить графику Добужинского и Бенуа, стихи Блока, роман Белого. Эти художники, каждый по-своему, творили миф о Петербурге. И вот, рядом со “страш н ым миром” Блока (“Ночь, улица, фонарь, аптека ”)), “Петербургом” Белого, с трагическими видениями Добужинского, возникают неторопливые строфы Мандельштама:
Над желтизной правительственных зданий
С покойный стих “Петербургских строф” как будто порожден самой архитектурой классицизма. В тягучих строках предстает простор невской дельты, протяженность парадных ансамблей. Современный язык, насыщенность деталями создают ощущение свежести классического стиха. Здесь изображен реальный пейзаж: Сенатская площадь, Дворцовая набережная, Пеньковый буян. Однако это не просто рисунок с натуры. Пейзаж заряжен историей. Связывая прошлое с настоящим, он несет ясное ощущение конца эпохи. Тема дряхлеющего государства, доживающего век на покое, возникает в “Петербургских строфах” не впервые. Годом раньше в стихотворении “Царское Село” Мандельштам писал:
...однодумы-генералы
Но в “Петербургских строфах” покой неустойчив; “площадь Сената” и “броненосец в доке” несут предчувствие социальных потрясений и мировой войны. Это небольшое стихотворение обладает поразительн о смысловой емкостью. Здесь и историческая роль Петербурга – окна в Европу (“Над Невой посольства полумира ”), и запоздалое промышленное развитие: единственной примете нового времени, “моторам”, против о стоят сани, склад пеньки, мужики, торгующие сайками и сбитнем, и coнный покой правительственных зданий в снежной мути. Здесь и отзв ук восстания на Сенатской площади, неудача которого откликается в тоске Онегина, и драма маленького человека (“чудак Евгений ”). Перед нами огромная сцена, медленно вращающаяся вокруг неназванного Медного всадника. В том же 1913 году Мандельштам пишет еще одно стихотворение о Петербурге – “Адмиралтейство”.
Ладья во
з
душная и мачта-недотрога,
Прославляя ремесло строителя, Мандельштам дает здесь ставшую хрестоматийной формулу красоты. Афористический стих воссоздает воздушные пропорции классической постройки, п одобной кораблю, и ее особое положе н ие в планировке левобережной части города, разбегающейся тремя лучами от “мачты-недотроги”. В последней строфе явственен за п ах моря:
Сердито лепятся капризные Медузы,
В художественной жизни Петербурга десятых годов заметным явле н ием стало литературно-художественное кабаре “Бродячая собака”. Владельцем и душой его был Борис Пронин, энтузиаст-театроман, успевший поработать и в МХТ, и в театре Комиссаржевской. “Бродячая собака” открылась под новый 1912 год в подвале дома на углу Италья н ской улицы и Михайловской площади. Кабаре было задумано в рамках Общества интимного театра. В нем устраивались концерты, вечера поэзии, им п рови з ированные спектакли, в оформлении которых художники стремились связать зал и сцену. Помещение “Бродячей собаки” расписывали С . Судойкин, В. Белкин, Н . Кульбин, А. Яковлев, Н. С апунов, Б. Григорьев. Здесь бывали Хлебников, Маяковский, Мейерхольд, Таиров, во время ежегодных гастролей МХТ заходил Вахтангов. С овременники так описывают обстановку “Собаки ”: “Окон в подвале н е было. Две н изкие комнаты расписаны яркими, пестрыми красками, сбоку буфет. Небольшая сцена, столики, скамьи, камин. Горят цветные фонарики. В подвале душно, накурено, но весело”. “Цех поэтов” облюбовал подвал с самого его возникновения. Уже 13 января 1912 года на вечере, посвященном Бальмонту, выступали Гумил е в, Ахматова, Мандельштам, В. Гиппиус. Акмеисты любили “Собаку”. Там устраивались их поэтические вечера и диспуты, там рождались шутки и экспромты. К “Собаке” относятся ахматовские строки:
Да, я любила их, те сборища ночные, –
С “Бродячей собакой” связано возникнове н ие одного из лучших стихотворений Мандельштама. Вот что рассказывает Ахматова: “В январе 1914 г. Пронин устроил большой вечер “Бродячей собаки” не в подвале у себя, а в каком-то большом зале на Конюшенной. Об ы чные посетит е ли терялись там среди множества “чужих” (т. е. чуждых всякому искусству) людей. Было жарко, людно, шумно и довольно бестолково. Нам это наконец надоело, и мы (ч е ловек 20–30) пошли в “Собаку” на Михайловской площади . Там было темно и прохладно. Я стояла на эстраде и с кем-то разговаривала. Несколько человек из зала стали просить м е ня почитать стихи. Не ме н яя позы, я что-то прочла. Подошел Осип: “Как вы стояли, как вы читали” и еще что-то про “шаль”. Так возникло “Вполоборота, о, печаль...”
Вполоборота, о, печаль!
В августе 1914-го взорвался европейский мир.
Европа цезарей!
С
тех пор, как в
Бонапарта
Война порождает резкую поляризацию общественного мнения. Первый после начала военных действий номер “Аполлона” (№ 6–7, 1914) открылся стихотворением издат е ля журнала Сергея Маковского “Война”, предвещавшим триумф: “ С оединит орел двуглавый народы братские окр е ст”. Однако уже в этом выпуске “Аполлона” зазвучали пророч е ские строки Ахматовой: “ С роки страшные близятся. Скоро станет т е сно от свежих могил ”. На известие о бомбардировке немцами Реймского собора Мандельштам откликнулся стихотворением “Реймс и Кельн ”:
И в грозный час, когда густеет мгла,
Затем о н пиш е т “Оду миру во время войны” (в окончательном варианте “Звери н ец” ):
Отв
е
рженное слово “мир”
Он провидит будущий мир как интернациональную европейскую общность:
А я пою вино времен –
Размышления Мандельштама об историческом пути России были связаны с идеями Чаадаева и Герцена. В 1914 году в статье о Чаадаеве он писал: “С глубокой, неискоренимой потребностью единства, высшего исторического синтеза родился Чаадаев в России... У него хватило мужества сказать России в глаза страшную правду, – что она отрезана от всемирного единства, отлучена от истории, этого “воспитателя народов Богом”. Дело в том, что понимание Чаадаевым истории исключает возможность всякого вступления на исторический путь. Мало одной готовности, мало доброго желания, чтобы “начать” историю. Ее вообще невозможно начать. Не хватает преемственности, единства. Единства не создать, не выдумать, ему не научиться. Где нет его, там в лучшем случае – “прогресс”, а не история, механическое движение часовой стрелки, а не священная связь и смена событий ”. Разговор с Чаадаевым продолжается в статье “О природе слова ”: “Чаадаев, утверждая свое мнение, что у России нет истории, то есть что Россия принадлежит к неорга н изованному, неисторическому кругу культурных явлений, упустил одно обстоятельство, – именно: язык. Столь высоко организованный, столь органический язык не только дверь в историю, но и сама история. Для России отпадением от истории, отлучением от царства исторической необходимости и преемственности, от свободы и целесообра з ности было бы отпадение от языка. “Онемение” двух-трех поколений могло бы привести Россию к исторической смерти... Поэтому совершенно верно, что русская история идет по краешку . .. и готова каждую минуту сорваться в нигилизм, то есть в отлучение от слова.” С началом войны в Петрограде стали устраивать вечера в пользу раненых. Вместе с Блоком, Ахматовой, Есениным Мандельштам выступает в Тенишевском и Петровском училищах. Его имя не раз встречается в газетных заметках об этих вечерах. В декабре 1915 года Мандельштам выпускает второе издание “Кам н я”, по объему почти втрое больше первого. Во второй “Камень” вошли такие шедевры, как “Вполоборота, о, печаль” (“Ахматова ”), “Бессоница. Гомер. Тугие паруса”, “Я не увижу знаменитой Федры”. С борник включал и новые стихи о Петербурге: “Адмиралтейство”, “На площадь выб е жав, свободен” (Казанский собор) с подзаголовком “Памяти Воронихина”, “Дев полуночных отвага”, “В спокойных пригородах снег”. Второй “Кам е нь” получил значительно больше откликов, чем первый. “Это одна из тех редких книг, – писал критик “Одесских новостей”, – значительность которых уже заранее надолго предопределяет их судьбу. Осип Мандельштам сохраняет своеобразие поэтического лица – в поэзии современной и прошлой у него нет двойников. Какие бы нити ни связывали Мандельшта ма с акмеизмом, – а в более раннюю пору и с символизмом, – в целом его творчество минует всякие поэтические школы и влияния. В современности он хочет выявить ее сущность”. В начале 1916 года в Петроград приезжала Марина Цветаева. На литературном вечере она встретилась с петроградскими поэтами. С этого “нездешнего” вечера началась ее дружба с Мандельштамом. В своей прозе “История одного посвящения” она рассказывает, как Мандельштам приезжал к ней, и она дарила ему свою любимую Москву:
Из рук моих – нерукотворный град
От этих встреч остались знаменитые цветаевские строки “Откуда такая нежность”, “Ты запрокидываешь голову”, “Никто ничего не отнял ”:
Я знаю: наш дар – неравен.
Мандельштам ответил ей стихами “На розвальнях, уложенных соломой”, “В разноголосице девического хора”, “Не веря воскресенья чуду ”:
Нам остается только имя:
Российский корабль неумолимо двигался к октябрю семнадцатого года. С начала века страна жила ожиданием больших перемен. Реальность оказалась суровее всех предположений. Немногие сохранили тогда трезвость взгляда перед лицом грандиозных событий, и только Мандельштам ответил на вызов истории стихами ветхо з аветной мощи:
Прославим, братья, сумерки свободы,
Сведения о Мандельштаме в первые месяцы после октября 1917 г. мы находим у Ахматовой: “Особенно часто я встречалась с Мандельштамом в 1917–18 годах, когда жила на Выборгской у Срезневских (Боткинская, 9 )... в квартире старшего врача Вячеслава Срезневского, мужа моей п одруги Вал е рии Сергеевны. Мандельштам часто заходил за мной, и мы е хали на извозчике по невероятным ухабам р е волюционной зимы, среди знаменитых костров, которые горели чуть ли н е до мая, слушая неизвестно откуда н е сущуюся ружейную трескотню. Так мы ездили на выступления в Академию худож е ств, где происходили вечера в пользу раненых и где мы оба несколько раз выступали. Был со мной О. Э. на концерте Вутомо-Названовой в консерватории, где она пела Шуберта. (см. “Нам пели Шуберта...”). К этому времени относятся все обращенные ко мне стихи: “Я не искал в цветущие мгновенья” (декабрь 1917 года). “Твое чудесное произношенье”; ко мне относится странное, отчасти сбывшееся предсказание:
Когда
-
нибудь в столице шалой
В начале весны 19 1 8 года Мандельштам уезжает в Москву. По-видимому, последнее из написанных перед отъездом стихотворение “На страшной высоте блуждающий огонь ”:
Прозрачная весна над черною Невой
Начинаются скитания Мандельштама по России: Москва, Киев, Ф е одосия...
Я изучил науку расставанья
В 1919 г. в Киев е Мандельштам познакомился с двадцатилетней Надеждой Яковлевной Хазиной, которая стала его женой . Волны граждан ской войны прокатывались через Киев. Горожане потеряли счет сменам власти. Мандельштама тянуло на юг. Казалось, там можно пережить грозные времена.
Чуя грядущие казни, от рева событий мятежных
После целого ряда приключений, побывав во врангелевской тюрьме, Манд е льштам осенью 1920 г. возвращается в Петроград. Вот как выглядел город в то время, по воспоминаниям Ахматовой: “Все старые петербургские вывески были еще на своих местах, но за ними, кроме пыли, мрака и зияющей пустоты, ничего не было. Сыпняк, голод, расстрелы, темнота в квартирах, сырые дрова, опухшие до н е узнаваемости люди... Город не просто изменился, а решительно превратился в свою противоположность”. Мандельштам поселился в “Доме искусств” – елисеевском особняке на Мойке, 59, превращенном в общежитие для писателей и художников. В “Доме искусств” жили Гумилев, Шкловский, Ходасевич, Лозинский, Лунц, Зощенко, художник Добужинский, у которого собирались ветераны “Мира искусства”. “Жили мы в убогой роскоши Дома искусств, – пишет Мандельштам, – в Елисеевском доме, что выходит на Морскую, Невский и на Мойку, поэты, художники, ученые, странной семьей, полупомешанные на пайках, одичалые и сонные... Это была суровая и прекрасная зима 20–21 года . .. Я любил этот Невский, пустой и черный, как бочка, оживляемый только г лазастыми автомобилями и редкими, редкими прохожими, взятыми на учет ночной пустыней ”. 21 октября 1920 года Мандельштам впервые выступал в Клубе поэтов в доме Мурузи (Литейный, 24) . Присутствовавший на вечере Блок отметил это выступление в своем дневнике, особо выделив “Венецию” (“Венецийской жизни, мрачной и бесплодной ”). Недолгие месяцы пребывания Мандельштама в Петрограде в 1920–21 гг. оказались на редкость плодотворными. В эту пору им созданы такие жемчужины, как стихи, обращенные к актрисе Александри й ского театра Ольге Арбениной “Чуть мерцает призрачная сцена”, “Возьми на радость из моих ладоней”, “За то, что я руки твои не сумел удержать”, летейские стихи “Когда Психея-жизнь спускается к теням” и “Я слово позабыл ”. Вот Петроград зимы 20–21 года:
Дикой кошкой горбится столица,
(“В Петербурге мы сойдемся снова”) В пустом, промерзшем и голодном городе Мандельштам создает одно из лучших любовных стихотворений. Оно как будто напечатлено горячим дыханием на заледеневшем стекле:
Возьми на радость из моих ладоней
Через много лет Арбенина напишет в письме художнику Милашевскому: “Теперь отвечу на твой вопрос о Мандельштаме. Мы с Мандельштамом очень весело болтали, и непонятно, почему получилась такая трагедия в стихах – теперь я с грустью понимаю его жизнь, и весело – наше короткое знакомство. Молодые поэты говорят о нем как о величайшем поэте эпохи... Я рада, что послужила темой для стихов... Могу еще добавить, что... он был добрый и хороший человек. Ты, я помню, называл его стихи холодными – а мне они кажутся горячими, как мало у кого .” “Как воспоминание о пребывании Осипа в Петербурге в 1920 г., – пишет Ахматова, – кроме изумительных стихов к О. Арбениной, остались еще живые, выцветшие, как наполеоновские знамена, афиши того времени о вечерах поэзии, где имя Мандельштама стоит рядом с Гумилевым и Блоком” . В феврале 1 921 года Мандельштамы уехали в Москву. Надежда Яковлевна так объясняет причины отъезда: “В Петербурге двадцатого года Мандельштам свое “мы” не нашел. Круг друзей поредел... Гумилева окружали новые и чужие люди.. . Старики из религиозно-философского общества тихо вымирали по своим углам...” Лето и осень 1921 г. Мандельштамы провели в Грузии. Там их з астало известие о гибели Гумилева. С этим связаны трагические стихи Мандельштама “Концерт на вокзале” (“На тризне милой тени в последний раз нам музыка звучит”) и “Умывался ночью на дворе”. Последнее из этих стихотворений перекликается с ахматовским “Страх, во тьме перебирая вещи ...”. Мандельштам писал Анне Андреевне: “Знайте, что я обладаю способностью вести воображаемую беседу только с двумя людьми: с Нико лаем Степановичем и с Вами. Беседа с Колей не прерывалась и никогда не прервется”. В 1922–23 годах у Мандельштама выходят три стихотворных сборника: “Tristia” (1922), “Вторая книга” (1923), “Камень” (3-е издание, 1923). Его стихи и статьи печатаются в Петрограде, Москве, Берлине. В это время Мандельштам пишет ряд статей по важнейшим проблемам истории, культуры и гуманизма: “Слово и культура”, “О природе слова”, “Девятнадцатый век”, “Пшеница человеческая”, “Конец романа”. Едва ли не единственным критиком, оценившим э ти полные глубоких мыслей работы Мандельштама, был князь Дмитрий Петрович Святополк-Мирский. В парижском журнале “Современные записки” он писал: “ С татьи Мандельштама разбросаны по журналам ... читатели которых весьма мало интересуются умом и историей. Читатели “Аполлона” не могли оценить , даже если и прочли, статью Мандельштама о Чаадаеве, напечатанную еще в 1915 г., и уже дающую почти полную меру его культурно-исторической зоркости . Как в некоторых стихах, так и в этих статьях – Мандельштама занимают ценности культурно-исторические... С удьбы русской культуры в XIX веке особенно интересуют Мандельштама. Он продолжает линию историко-философской мысли Герцена, Чаадаева, Григорьева... Связана его мысль и с Блоком, с которым его особенно роднит гениальная конкретность исторического воз з рения, но полная свобода от символизма полагает резкую грань между ним и Блоком”. Летом 1924 г. Мандельштам приезжает в Ленинград. По-видимому, этот приезд был связан с издательскими делами. В этот раз он останавливался на ул. Герцена, 49. “Летом 1924 года Осип привел ко мне (Фонтанка, 2) свою молодую жену, – вспоминает Ахматова. – С этого дня началась моя дружба с Надюшей...” Издательские дела были связаны с предполагавшейся публикацией в новом журнале “Ленинград” записок Мандельштама. Записки вышли в марте 1925 г. отдельной книгой “Шум времени” в ленинградском издательстве “Время”. По выражению Ахматовой, это был “Петербург, увиденный сияющими глазами пятилетнего ребенка”. В следующем году Мандельштам снова был в Ленинграде. “В 1925 году, – пишет Ахматова, – я жила с Мандельштамами в одном коридоре в пансионе Зайцева в Царском Селе. И Надя и я были тяжело больны, лежали, мерили температуру”. Большую часть 1930 года Мандельштамы провели в Армении. Результатом этой поездки явилась проза “Путешествие в Армению” и стихотворный цикл “Армения”. Из Армении в конце 1930 года Мандельштамы приехали в Ленинград. Остановились у брата Мандельштама, Евгения Эмильевича, на Васильевском острове. Хлопотали о квартире, но в писательской организации было сказано, что в Ленинграде им жить не разрешат. Причин не объясняли, но перемена атмосферы уже чувствовалась во всем. Именно тогда были написаны стихи “Куда как страшно нам с тобой”, “Я вернулся в мой город”, .“ Помоги, Господь, эту ночь прожить”, “Мы с тобой на кухне посидим”. Впервые он оказался чужим в своем городе.
Петербург! я еще не хочу умирать:
В январе 1931 года Мандельштамы уехали в Москву:
В год тридцать первый от рожденья века
Первая же вещь, написанная после отъезда, посвящена родному городу, который еще не раз будет появляться в стихах:
Так отчего ж до сих пор этот город довлеет
В Мос к ве Мандельштам много пишет . Кроме стихов, он работает над большим эссе “Разговор о Данте”. Но печататься становится практически невозможно. За публикацию последней части “Путешестви й в Армению” в ленинградской “Звезде” был снят редактор Цезарь Вольпе. В 1933 году Мандельштам побывал в Ленинграде, где были устроены два его вечера. Ахматова пишет об этом в своих воспоминаниях: “В Ленинграде его встречали как великого поэта, persona grata, и к нему в Европейскую гостиницу на поклон пошел весь литературный Ленинград (Тынянов, Эйхенбаум, Гуковский), и его приезд и вечера были событием, о котором вспоминали много лет”. Мандельштам раньше многих почувствовал истинную суть происходящих в стране перемен . Еще в стихотворении “1 января 1 924 года” он писал:
Я знаю, с каждым днем слабеет жизни выдох,
В 1933 году он побывал в Крыму, видел задушенную голодом Украину.
Природа своего не узнает лица,
Осенью того же года он пишет: “Мы живем, под собою не чуя страны”, Последние два стихотворения, а также “За гремучую доблесть грядущих веков” (1931 г.) послужили, по-видимому, непосредственным поводом для ареста Мандельштама 13 мая 1934 года. Приговор – три года ссылки. Под конвоем его отправляют в Чердынь на Каме. После хлопот Ахматовой и Пастернака Чердынь заменяется Воронежем. Несмотря на слабое здоровье, после Лубянки, при отсутствии денег и работы, при самом неопределенном будущем Мандельштам сочиняет непрерывно. Об этих стихах Ахматова скажет, что “Мандельштам и в годы воронежской ссылки продолжал писать вещи неизреченной красоты и мощи”.
Я обращался к воздуху – слуге,
“Вооруженный зреньем узких ос”, он вспоминает Италию и Францию, Крым и Грузию, и, конечно, свой единственный город:
Нынче день какой-то желторотый –
В Воронеже Мандельштама навестила Ахматова. Под впечатлением этой поездки она написала “А город весь стоит оледенелый”:
А в комнате опального поэта
После ссылки Мандельштамам жить в Москве и Ленинграде было запрещено. Они скитались вблизи Москвы, жили одно время в Калинине. Осенью 1937 года Осип Эмильевич с Надеждой Яковлевной приезжали на два дня в Ленинград. Останавливались у поэта В. Стенича. В маленькой квартирке Стенича Мандельштам виделся с Ахматовой. Возможно, именно там она показала ему свое стихотворение “Немного географии” (“Нестолицею европейской”), в котором он “принял (справедливо) последний стих” о Ленинграде на свой счет:
Он, воспетый первым поэтом,
Второй и последний раз его арестовали в мае 1938 года. В официальном извещении было сказано, что он умер 27 декабря того же года в лагере под Владивостоком. В конце нашего века, когда мы остро чувствуем, как спрессовалось время и вплотную приблизились годы революции, мы слышим несущийся оттуда чистый голос. В смутном двадцать первом году, во времена голода и террора, когда, казалось, кончилась история, на пожарище апокалипсиса прозвучали эти слова надежды
Люблю под сводами
седыя
тишины
Мандельштам сравнивал поэзию с письмом, брошенным в бутылке в океан. Полвека шла эта посылка через толщу времени, и сегодня его поэзия прорастает в нашей культуре возрождающимся духом гуманизма.
Приложение
ЛАСТОЧКА
Я слово позабыл, что я хотел сказать.
1920
* * *
В Петербурге мы сойдемся снова,
1920
КОНЦЕРТ НА ВОКЗАЛЕ
Нельзя дышать, и твердь кишит червями,
1921
ЛЕНИНГРАД
Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
Декабрь 1930
* * *
Мы с тобой на кухне посидим,
Январь 1931
* * *
С миром державным я был лишь ребячески связан,
Январь 1931
* * *
Слышу, слышу ранний лед,
21–22 января 1937
* * *
Дев полуночных отвага
1913
* * *
В спокойных пригородах снег
1913
АДМИРАЛТЕЙСТВО
В столице северной томится пыльный тополь,
1913
* * *
На площадь выбежав, свободен
1914
* * *
Заснула чернь. Зияет площадь аркой.
1913
ДВОРЦОВАЯ ПЛОЩАДЬ
Императорский виссон
1915
* * * 1
Мне холодно. Прозрачная весна
2
В Петрополе прозрачном мы умрем,
1916
КАССАНДРЕ
Я не искал в цветущие мгновенья
1917
СОЛОМИНКА
1
Когда, соломинка, не спишь в огромной спальне
2
Я научился вам, блаженные слова:
1916
* * *
На страшной высоте блуждающий огонь!
1918
* * *
Когда Психея-жизнь спускается к теням
Список литературы:
1. А. Цветаева "Осип Мандельштам и его брат Александр", Даугава, 1980 г. 2. О. Мандельштам "Собрание сочинений в 3 томах", т. 2, Нью-Йорк, YMCA-PRESS, 1971 3. О. Мандельштам "Слово и культура" Москва, 1987 г. 4. Г. Адамович "Несколько слов о Мандельштаме" Воздушные пути, альм. 11, 1961 г. Поделитесь этой записью или добавьте в закладки | Полезные публикации |