Психологические особенности романа Ф.М. Достоевского “Преступление и
наказание”
План:
1. Россия в период написания романа
“Преступление и наказание”.
2. Предыстория романа “Преступление
и наказание”.
3. Психологические особенности
романа "Преступление и наказание".
3.1 Главное действующее лицо романа.
3.2 Сны Раскольникова способ
выражения его внутреннего мира.
1. Россия в период написания
романа “Преступление и наказание”
Целая волна наиболее значительных
обсуждений поднялась в российском обществе в связи с реформой 1861 года,
фактически отменяющей крепостное право. Это было несомненным благом для
русского народа. Но в то же время, помимо отмены крепостного права, общество
затронул ряд других важных изменений.
Прежде всего, это выражалось в том,
что Россия наконец-то стала осуществлять полный переход к капиталистическому
устройству. Этот переход осуществлялся с очень высокой для страны скоростью,
что, в свою очередь повлекло за собой ряд побочных явлений. Это объяснялось
тем, что наша страна была вынуждена за какое-то десятилетий пройти весь тот
путь, на который многие страны Европы потратили не одно столетие.
Это не могло не отразиться на нашей
экономике, которая и без того была весьма шаткой, а теперь вошла в полосу
очередного кризиса. Кризис повлек за собой резкое увеличение числа безработных,
на страну накатила волна проституции и пьянства. Проблема борьбы с пьянством
стала носить общегосударственный характер. В целях борьбы с пьянством в
Петербурге в апреле 1865 года была организована комиссия, основной задачей
которой стал пересмотр правил о торговле крепкими спиртными напитками и
ограничение их чрезмерного употребления среди народа.
Неудивительно, что многие писатели
второй половины XIX века не обошли стороной эту проблему. Не стал исключением и
Достоевский, который наиболее ярко отразил ее в своем романе “Преступление и
наказание”.
2. Предыстория романа
“Преступление и наказание”
Действительно, одно из направлений
развития сюжета имело свой реально существующий прототип. Этим прототипом стало
небольшое произведение под названием “Пьяненькие”, которое не было включено в
первую и вторую редакции “Преступления и наказания”, а нашло свое место только
в третьей редакции романа.
Почему так произошло? Все дело в
том, что в первых редакциях роман планировался не больше, чем простой
"психологический отчет одного преступления". Главным его героем был
обычный молодой человек из мещанского сословия, который не имел устоявшихся
жизненных принципов и идеалов. Герой романа, по замыслу, должен был совершить
преступление, вина за которое без особого труда окупится в будущем
благодеяниями героя. Однако в характере его все же одерживает верх стремление к
справедливости и доброе начало, и герой добровольно идет в полицию, сознается в
преступлении и раскаивается в содеянном. Таков был первоначальный "идейный
скелет" романа.
Однако за время написания романа,
его идея, его замысел претерпевают ряд изменений. Так, к примеру, идея молодого
человека о необходимости "убийства ради любви к людям, власти ради добрых
дел" постепенно заменяется так называемой "идеей Наполеона",
заключающейся во "власти ради власти". При этом автор не отказывается
полностью от первоначального замысла. И в итоге, мы на протяжении всего романа
наблюдаем раскол, который происходит в душе героя. Кстати, следует заметить,
что фамилия героя – Раскольников – тоже весьма красноречиво напоминает нам о
происходящей внутри него душевной борьбе.
3. Психологические особенности романа
"Преступление и наказание"
3.1 Главное действующее лицо
романа
Как правило, главным героем
большинства романов Достоевского становится необычный, загадочный человек, не
такой как прочие герои произведения. На разгадку тайны этой ключевой личности и
направлены действия героев в романе, как это происходит, к примеру, в “Идиоте”,
где читатели и герои пытаются разгадать, что же за человек такой – князь
Мышкин. Подобно тому, как это происходит в “Идиоте”, в романе “Преступление и
наказание” все события и герои вращаются вокруг главного персонажа, а именно –
Раскольникова.
Как автор преподносит читателю
своего героя? Прежде всего нам становится заметна речь Раскольникова,
отличающаяся некоей прерывистостью и несогласованностью. Герой часто находится
в очень возбужденном состоянии, что говорит о дисгармонии в его душе. Часто
описания внутреннего состояния Раскольникова включаются и в его монологи.
Это задает особый ритм романа,
вынуждая Достоевского подстраиваться под него и писать тем самым прерывистым и
нескладным языком, который присущ его герою. Этот язык очень неконкретен, полон
предположений, оговорок, уступок. Так, к примеру, только слово
"вдруг" автор выносит на страницы романа около 560 раз.
3.2 Сны Раскольникова способ
выражения его внутреннего мира
В распоряжении Достоевского имелось
огромное количество художественных средств, которые он с успехом использовал
для раскрытия внутреннего мира Раскольникова.
Одним из таких приемов, которые
позволили бы описать подсознание и чувства героя, стали сны. Первый сон
Раскольникова стал своего рода выражением доброй стороны души Родиона. В этом
сне он, будучи семилетним мальчиком, видит, как мужик Миколка насмерть засекает
свою лошадь. Раскольников во сне видит это и ему становится до слез жалко
несчастное животное. Этот сон снится Раскольникову до того, как он совершает
убийства, и как будто выражает внутренний протест подсознания героя против
того, на что он решается пойти.
Сразу после совершения убийства
Раскольников видит свой второй сон, в котором он приходит на квартиру к убитой
старухе-процентщице. Старуха во сне прячется в углу комнаты и смеется, и тогда
Раскольников достает из сквозного кармана на внутренней стороне своего пальто
топор и бьет старуху по темени. Однако старуха остается жива, мало того,
казалось бы, с ней вообще ничего не происходит. Тогда Раскольников начинает
наносить ей удары по голове, но это вызывает у старухи только новую волну
смеха. В этом сне автор показывает нам, что ощущение содеянного, образ убитой
старухи теперь не отпустит Раскольникова, и будет преследовать его до того
момента, пока он не обретет в душе гармонию с самим собой.
Кстати, стоит отметить также и то,
что автор уделяет большое внимание деталям произведения, которые могут помочь
оказать то или иное воздействие на читателя. Так, в сцене убийства возникает
похожий на описанный ранее эффект. Он достигается за счет того, что
старуху-процентщицу Раскольников бил обухом по голове, а ее сестру Лизавету – острием.
Однако, в течение всего времени, когда происходило убийство, лезвие топора
Раскольникова было направлено исключительно на него, как бы угрожая и приглашая
стать на место жертвы. "Не топор во власти Раскольникова, а Раскольников
стал орудием топора". Но вот Раскольников убивает Лизавету, и тем самым
получается, что топор все же сумел жестоко наказать Раскольникова.
Вообще, “Преступление и наказание”
наполнено мельчайшими деталями, которые на первый взгляд не воспринимаем, но
которые находят отражение в нашем подсознании. Примером таких деталей могут
стать числа "семь" и "одиннадцать", которые на протяжении
всего романа “преследуют” Раскольникова.
Не стоит обделять вниманием и тот
факт, что Достоевскому удавалось мастерски давать портретные описания своих
героев. Да, конечно, темп большинства его произведений задается настолько
стремительный, что зачастую становятся незаметными те или иные “портреты”
действующих лиц. Но, тем не менее, четкий образ, который рисует писатель,
частенько надолго остается в нашем сознании и подсознании. Вспомним, к примеру,
старуху процентщицу, образ которой задается во многом использованием
уменьшительных слов: "Это была крошечная, сухая старушонка, лет
шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом.
Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом… Старушонка
поминутно кашляла и кряхтела". Сам Петербург в романе представляет собой
на удивление живой и яркий образ, который находится в постоянном взаимодействии
с главным героем. А ведь этот образ создается всего лишь за счет нескольких
достаточно коротких описаний.
Но вернемся ко снам Раскольникова.
Самое большое значение для воплощения замысла романа “Преступление и наказание”
имеет третий сон Раскольникова, который имеет место уже в самом эпилоге. Здесь
автор вступает в неявный спор с Чернышевским, полностью отрицая его теорию
“разумного эгоизма”.
В третьем сне Раскольникова мы
видим, как мир погружается в атмосферу эгоизма, делая людей "бесноватыми,
сумасшедшими", при этом, заставляя их считать себя "умными и
непоколебимыми в истине". Эгоизм становится причиной непонимания, возникающего
между людьми. Это непонимание, в свою очередь, влечет за собой волну стихийных
бедствий, что приводит к тому, что мир погибает. Становится известно, что
спастись из этого кошмара могут далеко не все люди, а только "чистые и
избранные, предназначенные начать новый род людей". Очевидно, говоря об
избранных, автор имеет в виду таких людей, как Соня, являющаяся в романе
воплощением истиной духовности, избранные по Достоевскому – это люди,
наделенные глубочайшей верой. Именно в третьем сне Достоевский говорит о том,
что индивидуализм и эгоизм представляют для человечества реальную и страшную
угрозу, они могут привести к тому, что человек забудет все нормы и понятия, а
также перестанет различать такие критерии, как добро и зло.
Поделитесь этой записью или добавьте в закладки | Полезные публикации |